Главная / Методика расчета Индекса

Методика расчета Индекса

Проект по измерению состояния институционального развития средств массовой информации в субъектах верхнего уровня Российской Федерации реализуется Исследовательской группой ЦИРКОН в сотрудничестве с Фондом медиаисследований и развития стандартов журналистики (Фондом «Медиастандарт») на протяжении трех лет. В 2014 году Группой ЦИРКОН при привлечении экспертов в области медиа и СМИ была разработана Типовая методика измерения состояния институционального развития средств массовой информации (СМИ) в субъектах РФ, на основании которой в 2015 году была проведена первая волна исследования. Настоящее исследование, проведенное в июне-октябре 2016 года, является второй волной измерений, проведенной по модифицированной Типовой методике. Таким образом, в настоящей волне исследования к задачам по изучению медиасферы в регионах России добавилась задача по измерению динамики ее развития в различных субъектах РФ за 2015-2016 гг.

Теоретический подход, лежащий в основе настоящего проекта, исходит из представления о средствах массовой информации как социальном институте и позволяет не только рассматривать частные стороны функционирования СМИ, но и давать комплексную оценку их состояния развития. Сформированная в рамках этого подхода Методика измерения состояния институционального развития СМИ в субъектах РФ построена на основании анализа различных существующих в современных социальных науках представлений о масс-медиа как институте.

Для расчета Индекса использовано в общей сложности 50 различных индикаторов, разделенных на пять подындексов:

  • состояние инфраструктуры и среды для работы средств массовой информации (10 индикаторов);
  • влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу СМИ (10 индикаторов);
  • уровень доступа к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию (10 индикаторов);
  • состояние самих СМИ (12 индикаторов);
  • состояние медиаконтента (8 индикаторов).

Индикаторы рассчитаны на основе публичной региональной и федеральной статистики, статистических данных, специально собранных для исследования фонда «Медиастандарт» различными организациями (агентство Standard&Poor’s, Ассоциация независимых региональных издателей,Ассоциация распространителей печатной продукции, проект «Госзатраты»), а также специально проведенных группой ЦИРКОН процедур экспертного анкетирования и массового опроса населения (охвачены все регионы России, опрошено 34 000 человек).